1. Актуальность
Цифровое кураторство как деятельность обрело актуальность ещё задолго до пандемии Covid-19. Дистанционное образование реализуется в ТГУ уже более 20 лет, а сопровождение обучения студентов в “Электронном университете-MOODLE” ведётся с 2013 года. Несмотря на это, многие преподаватели до сих пор испытывают трудности при применении цифровых технологий, а тем более при полном переходе на них. Трудности бывают как технического, так и методического характера. И с этими трудностями преподаватели всегда могли обратиться к специалистам Института дистанционного образования ТГУ и получить помощь. С развитием технологий и наращиванием ресурсов для создания электронных образовательных ресурсов (ЭОР), в январе 2020 года в ИДО была введена ставка специалиста по УМР, который выполняет роль цифрового куратора для преподавателей. Данный специалист проводит консультации и помогает им создавать ЭОРы, в том числе образовательные видеролики. Ситуация весны 2020 показала, что данная деятельность не только является актуальной и востребованной, но и требует расширения, развития и системного становления в университете. Команда специалистов ИДО, имеющая богатый опыт в помощи преподавателям, готова развивать эту деятельность и проект IT-волонтёрства является хорошим этапом в её становлении и закреплении в университете.
2. Идея проекта
В настоящий момент на базе Института дистанционного образования работает цифровой куратор, основным видом деятельности которого является оказание помощи преподавателям в наполнении электронных учебных курсов в системе Moodle, в проведении промежуточной и итоговой аттестации в дистанционном формате. В связи с возросшим спросом на поддержку преподавателей при переходе на дистант, у куратора появились помощники в лице цифрового ассистента и амбассадоров качества из числа студентов.
За время работы в весеннем семестре цифровым куратором и студентами был выявлен ряд проблем, с которыми столкнулись преподаватели. Наблюдалась нехватка знаний и навыков для организации образовательного процесса в новом, непривычном режиме, преподаватели ощутили отсутствие компетнеций в области отбора и создания качественных электронных образовательных ресурсов. Ответ на запрос преподавателей в сложившихся условиях должен был быть оперативным и адресным. Служба поддержки помогала провести занятия, загрузить материалы в курс и организовать дистанционную итоговую аттестацию. Но сегодня этого уже не достаточно. Необходим более масштабный, комплексный подход, при котором преподаватели будут не “делать заплатки”, а создавать качественный электронный образовательный ресурс, на основе которого будут проходить занятия в формате смешанного или полностью дистанционного обучения.
Идея предлагаемого проекта заключается в организации работы постоянного штаба IT-волонтёров ТГУ, сначала в рамках проектной деятельности, а далее и в постоянном режиме. Данная практика позволит улучшить качество онлайн-обучения как в синхронном, так и в асинхронном формате.
В организационную команду штаба войдут:
-специалист по учебно-методической работе, цифровой куратор ИДО ТГУ, преподаватель программы повышения квалификации “Цифровые технологии и интерактивные подходы в образовательном процессе” Полина Спрукуль.
-цифровой ассистент, магистрант АМП “Цифровые технологии в социогуманитарных практиках” Анна Лежнина;
- амбассадор качества, студент Института биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства, Юлия Липилина;
-амбассадор качества, студент Института биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства, Екатерина Сирко;
-директор Центра разработки и сопровождения онлайн-курсов ИДО ТГУ, преподаватель программ повышения квалификации “Онлайн-курс: от идеи до выхода на платформу”, “Цифровая трансформация преподавателя”, член команды проекта “Пара на диване” Дарья Маслова.
Сотрудники ИДО ТГУ возьмут на себя обучение студентов (орг.команды и волонтёров), организационные задачи, а также коммуникацию с подразделениями ТГУ. Амбассадоры качества и цифровые ассистенты, имеющие реальный опыт работы с преподавателями и студентами в вопросах обучения, будут курировать деятельность it-волонтёров, разрабатывать образовательный контент для преподавателей (скринкасты, инструкции, статьи, вебинары, семинары), заниматься продвижением цифрового кураторства. Таким образом, будет создана система наставничества.
Среди видов деятельности штаба it-волонтёров предполагается:
- Ассистирование. Помощь преподавателям в освоении системы Moodle и вебинаров; техническая поддержка во время проведения онлайн-мероприятий (аттестация, конференции, собрания и т.п.); помощь в разработке и создании цифровых образовательных материалов (скринкасты, лонгриды, интерактивные видео и т.п.).
- Проведение практикумов. Подготовка и проведение групповых практических семинаров для преподавателей по освоению цифровых инструментов: элементы и ресурсы системы Moodle; сервисы для вебинаров; тесты и викторины; интерактивные видео и презентации и т.п.
- Аудит качества и модернизация электронных образовательных ресурсов (массовых открытых онлайн-курсов, электронных учебных курсов и др.) преподавателей ТГУ.
- Наполнение каталога цифровых инструментов и сервисов. Поиск инструментов и сервисов, которые могут быть полезны преподавателю, и подготовка инструкций по работе с ними.
Перед началом работы все it-волонтёры пройдут Школу, где будут затронуты следующие блоки:
- Базовый ознакомительный: направления деятельности it-волонтёра, его цели, задачи.
- Теоретический: цифровизация в сфере образования; особенности обучения нового поколения.
- Методический: модели дистанционного обучения; LMS Moodle – площадка для дистанционного обучения; электронные образовательные ресурсы; вебинары как форма дистанционного обучения; оценивание в онлайн-среде; цифровые инструменты в помощь преподавателям.
- Коммуникативный: средства коммуникации и культура общения с преподавателями; способы консультирования преподавателей (диагностика проблем, программы дистанционного подключения, запись скринкастов и составление инструкций по типовым вопросам); ресурсы в помощь it-волонтёру (сайты, хостинги, форумы и др.).
- Организационный: что такое образовательное событие и как его организовать; технологии работы с группой.
Для сбора заявок и обращений от преподавателей предполагается использовать следующие механизмы:
- Горячая линия. Обращения в формате звонков и сообщений в мессенджерах.
- Кнопка с возможностью отправить запрос в системе Moodle.
- Короткий лэндинг с возможностью отправить запрос на ассистирование, который можно поместить на уже действующие сайты методических проектов ИДО, а также размещать в качестве ссылки на любых других сайтах и в соц.сетях.
- Рассылки на почту через систему Moodle и Bitrix24 с контактами и ссылкой на форму запроса.
- Информирование через заместителей деканов по электронному обучению.
Создание штаба it-волонтёров позволит, во-первых, масштабировать работу цифрового куратора и, тем самым, помочь бОльшему количеству преподавателей овладеть цифровыми технологиями; во-вторых, смотреть на ситуацию не только со стороны профессорско-преподавательского состава, но и со стороны обучающихся, что даст возможность строить образовательный процесс в диалоге, коммуникации, учитывая обе стороны.
3. Предполагаемые результаты
3.1 Количественные результаты
№ |
Результат |
Мера измерения |
Кол-во (не менее) |
1. |
Привлечение к реализации проекта волонтёров |
Чел. |
30 |
2. |
Количество запросов, решенных с помощью волонтеров |
Чел. |
100 |
3. |
Количество мероприятий, курсов, онлайн-занятий и т.п., которые помогли организовать, провести или улучшить волонтеры |
Чел |
200 |
4. |
Освещение инфоповода: публикации в СМИ и социальных сетях |
Шт. |
10 |
3.2 Качественные результаты
- Разработана и проведена программа обучения IT-волонтеров, создана группа обмена опытом;
- Разработаны механизмы мотивации и поощрения волонтеров;
- Разработан доступный механизм обращения к IT-волонтеру с последующей оценкой его помощи;
- По результатам работы волонтеров сформирован FAQ.
4. Этапы реализации
№ этапа |
План выполняемых работ |
Сроки выполнения |
1. |
Разработка механизмов мотивации и поощрения волонтеров |
Июль 2020 |
2. |
Закупка сувенирной продукции и материалов, необходимых для проведения мероприятий и поощрения волонтёров |
Июль 2020 |
3. |
Разработка программы обучения IT-волонтеров |
Август 2020 |
4. |
Организация и проведение набора IT-волонтеров |
Сентябрь 2020 |
5. |
Организация и проведение обучения IT-волонтеров |
Сентябрь 2020 |
6. |
Разработка доступного механизма обращения к IT-волонтеру с последующей оценкой его помощи |
Сентябрь 2020 |
7. |
Организация и проведение мероприятий по работе IT-волонтёров |
Сентябрь-декабрь 2020 |
8. |
Информационное освещение проекта |
Сентябрь-декабрь 2020 |
9. |
Печать сертификатов участия в проекте для волонтёров |
Декабрь 2020 |
10. |
Подготовка отчёта о реализации проекта, разработка плана дальнейшего его функционирования |
Декабрь 2020 |
5. Заинтересованные стороны
- Администрация университета – так как повысится качество электронного обучения, ввиду систематической работы снимется социальное напряжение среди студентов и преподавателей
- Студенты университета – так как занятия в электронной среде будут проходить более качественно и эффективно.
- Преподаватели университета – так как волонтёры помогут освоить им инструменты для организации электронного обучения и выстроить самый сложный и трудоёмкий процесс - подготовку электронных ресурсов.
6. Партнеры в реализации проекта
- Профсоюзная организация студентов ТГУ (будет получена информационная поддержка для организации набора).
- Волонтёрские организации Univol, Инициатива (будет организован набор волонтёров).
- Факультеты и институты ТГУ, (есть поддержка и налаженная коммуникация с заместителями деканов по электронному обучению, будет организован отбор и оказана помощь в аудите курсов).
- Институт дистанционного образования ТГУ (проведение образовательных мероприятий и курирование деятельности волонётров).
7. Ресурсы для реализации
Для успешной реализации проекта имеются:
- Слаженная команда сотрудников ИДО ТГУ
- Слаженная команда студентов из числа амбассадоров качества и цифрового ассистента
- Опыт амбассадоров качества по взаимодействию с ППС и студентами для выявления проблем в обучении и поиске решений
- Опыт амбассадоров качества по работе с ППС в рамках проведения аттестации и работы в системе Moodle
- Опыт членов команды в организации деятельности цифровых ассистентов
- Опыт команды в организации волонтёрской деятельности
- Опыт команды в проведении обучающих мероприятий для преподавателей по тематике применения цифровых технологий
- Непосредственная связь основной профессиональной деятельности членов команды с помощью в создании электронных образовательных ресурсов преподавателям ТГУ
- Выстроенная система взаимодействия с подразделениями ТГУ, включая зам.деканов по электронному обучению
- Физические и виртуальные пространства на базе ИДО для проведения обучения и организации работы IT-волонтёров
Для успешной реализации проекта необходимы:
- Оказание содействия факультетами и институтами ТГУ в части организации деятельности IT-волонтёров
8. Предполагаемые статьи расходов
№ |
Позиция |
Сумма, руб |
1. |
Разработка механизмов мотивации и поощрения волонтеров, разработка программы обучения IT-волонтеров |
10 000 |
2. |
Закупка сувенирной продукции и материалов, необходимых для проведения мероприятий и поощрения волонтёров, печать сертификатов участия в проекте для волонтёров |
60 000 |
3. |
Организация и проведение набора IT-волонтеров |
10 000 |
4. |
Организация и проведение обучения IT-волонтеров |
20 000 |
5. |
Разработка доступного механизма обращения к IT-волонтеру с последующей оценкой его помощи |
5 000 |
6. |
Курирование работы IT-волонтёров, аналитика обратной связи о работе волонтёров |
60 000 |
7. |
Информационное освещение проекта |
25 000 |
8. |
Подготовка отчёта о реализации проекта, разработка плана дальнейшего его функционирования |
10 000 |
|
Итого |
200 000 |
9. Дополнительная информация
В перспективе команда готова продолжить реализацию проекта после срока его окончания, поддерживать и развивать деятельность IT-волонтёров.
Контакты:
8-923-424-41-25 (Полина Спрукуль).
Ссылка на презентационный ролик проекта: https://youtu.be/J8wyTlFwVkY