Актуальность
Современная ситуация эпидемиологической напряженности подтолкнула Томский государственный университет к полному переходу в дистанционный формат обучения. За три последних месяца преподаватели и студенты адаптировались к опосредованному взаимодействию друг с другом, а также к использованию ресурсов электронной среды и различных Интернет-сервисов при выполнении учебных заданий и изучении материала по дисциплинам.
Однако, как показали еженедельные опросы студенческого сообщества, проводимые в СДО Moodle, дистанционный режим обучения скрывает в себе ряд трудностей. В частности, проанализировав открытые ответы студентов на вопрос: «Выскажите свои мысли, замечания, советы, приведите примеры неоднозначных ситуаций, которые с вами произошли в ходе дистанционного обучения», были выделены проблемные зоны, среди которых:
- трудности, связанные со средствами оценивания по дисциплинам (большое количество заданий, трудоемкость заданий, минимальное время на выполнение заданий, путаница с дедлайнами – отсутствие единого плана самостоятельной работы на неделю);
- психофизиологические трудности (увеличение уровня стресса студентов, физическая усталость от использования ПК или гаджетов).
Очевидно, что данные трудности, во-первых, являются взаимосвязанными, во-вторых, обнажают проблему несогласованной нагрузки на студентов.
Для преодоления обозначенной проблемы команда Института дистанционного образования готова предложить механизм преодоления несогласованности нагрузки на студентов между преподавателями для развития комфортной образовательной среды в Томском государственном университете, отвечающей требованиям системы менеджмента качества.
Данный механизм будет реализован с помощью создания дополнительных функций в СДО Moodle (посредством программного модуля - плагина), позволяющих автоматически рассчитывать общий уровень нагрузки на группу, а также сигнализировать преподавателям о необходимости снижения нагрузки. Также новые функции позволят преподавателям оценивать реальные трудозатраты студентов на выполнение заданий в СДО.
Стоит отметить, что механизм будет актуален как в ситуации полного дистанционного режима, так и в ситуации смешанного обучения – когда часть учебной нагрузки студента остается в СДО.
Данная инициатива будет интересна руководству вуза, преподавателям и студентам.
Идея проекта
Создание механизма преодоления несогласованности нагрузки на студентов между преподавателями.
1. Механизм представлен в виде плагина для СДО Moodle, позволяющего:
Преподавателю:
- еженедельно планировать гармоничную учебную нагрузку в СДО для группы студентов (плагин автоматически учитывает нагрузку на данную группу по всем дисциплинам ОП);
- оценивать реальные трудозатраты студентов, затраченные на выполнение заданий в СДО;
- получать уведомление о повышении нагрузки на группу студентов для проведения корректирующих мероприятий;
Студенту:
- получать еженедельный план самостоятельной работы в СДО по дисциплинам ООП;
- фиксировать реальное количество времени, затраченное на выполнение заданий в СДО;
Руководителю ООП:
- с помощью системы отчетности, выгружаемой из СДО, получать информацию о нагрузке студентов (планируемой преподавателями и фактической);
- получать информацию о самых трудозатратных дисциплинах ООП.
На основе полученных данных преподаватели и руководитель ООП получают возможность прогнозировать повышение уровня усталости, стресса в группе и вовремя минимизировать данные негативные явления.
2. В начале периода апробации механизма будет организован сбор обратной связи от студентов, с целью выявления оценки степени согласованности учебной нагрузки до внедрения механизма.
Также сбор обратной связи от студентов будет организован по завершении периода апробации механизма (в конце семестра).
Номинация: Разработка и апробация механизмов преодоления несогласованности нагрузки на студентов между преподавателями
Этапы, сроки, результаты
Этап |
Временные рамки реализации этапа |
Результаты реализации |
KPI (показатели результативности) |
1 этап - Разработка технического задания программного модуля, разработка программного модуля |
июнь-сентябрь |
Разработано техническое задание Разработан плагин для СДО Moodle |
Техническое задание 1 программный модуль |
2 этап - Разработка модели интеграции программного модуля в образовательный процесс |
июнь-сентябрь |
Разработана модель интеграции программного модуля в образовательный процесс; подготовлены демонстрационные материалы |
Демонстрационные материалы по интеграции программного модуля в образовательный процесс |
3 этап - Отбор подразделений ТГУ для апробации |
сентябрь |
Сформирован банк вовлеченных в апробацию подразделений ТГУ |
- 2 факультета или института ТГУ; - организован сбор обратной связи от студентов с целью выявления оценки степени согласованности учебной нагрузки до внедрения механизма |
4 этап - Интеграция программного модуля в основной образовательный процесс |
октябрь |
Для 4 студенческих групп в курсы в СДО интегрирован плагин |
- программный модуль интегрирован в 2 ООП, 4 группы (70 студентов); - 10 преподавателей организуют СРС в СДО с использованием нового плагина; - проведены инструктирующие встречи |
5 этап - Период апробации, сбор обратной связи, устранение программных ошибок, разработка плана корректирующих мероприятий (при необходимости) |
октябрь-ноябрь |
нагрузка студентов из 4 групп организуется (гармонизируется), с помощью разработанных функций 4 учебные группы каждую неделю получают план самостоятельной работы в СДО организован сбор обратной связи от студентов, с целью выявления оценки степени согласованности учебной нагрузки |
проведено 8+ консультаций с преподавателями по использованию новых функций; проведено 2+ консультации РОП по использованию отчетов 40% студентов отмечают улучшение ситуации с нагрузкой |
6 этап - Расширение сети вовлеченных подразделений ТГУ |
декабрь |
результаты использования плагина транслируются на совещании с ответственными за ЭО |
количество человек, принявших участие в совещании - не менее 20 заместителей деканов по ЭО |
7 этап - Создание лендинга для последующего вывода продукта на внешний рынок, маркетинговая компания, коммерциализация продукта |
декабрь |
1 лендинг с рекламной информацией, сформирована маркетинговая компания |
- 1 лендинг; - тематическая рассылка на 3 000 e-mail адресов, - публикация 10 тематических постов в СМИ и социальных сетях; - повышение конверсии посадочной страницы на 2,43% |
Ресурсы
Получено предварительное согласие на участие в апробации от Института человека цифровой эпохи и Дальневосточного федерального университета
В Институте дистанционного образования создана учебно-методическая и технологическая база системы дистанционного образования и электронного обучения ТГУ, основанная на современных образовательных технологиях. Институт дистанционного образования обладает современным компьютерным оборудованием и лицензионным программным обеспечением, необходимым для подготовки и создания программных модулей, методической и технологической поддержки учебного процесса.
В структуре Института дистанционного образования с 2003 года функционирует Отдел информационных ресурсов и технологий (далее – ОИРТ). ОИРТ регулярно адаптирует информационно-образовательную среду университета в соответствии с актуальными тенденциями в сфере образования – разработка и внедрение новых технологий и методов электронного обучения, цифровизация и оптимизирование образовательного процесса, разработка адаптивных образовательных систем и т.д.
Специалисты ОИРТ Института дистанционного образования разработали сервис, позволяющий осуществлять мониторинг активности преподавателей и студентов, а также учет электронных учебных курсов (ЭУК), созданных в системе управления электронным обучением «Электронный университет – MOODLE». Ссылка для доступа – https://ido.tsu.ru/product/
Данный сервис реализован в виде дополнительного приложения к системе LMS Moodle и открыт как для сотрудников деканатов, так и ответственных за электронное обучение в подразделениях. Сервис позволяет оперативно получать данные образовательного процесса и экспортировать их в Excel для дальнейшей обработки и хранения. Предлагаемый проект является логическим продолжением проекта по созданию сервиса мониторинга активности преподавателей и студентов.
Бюджет
Разработка технического задания программного модуля, разработка программного модуля - 50 000 руб.
Разработка модели интеграции программного модуля в образовательный процесс, оформление демонстрационных материалов - 25 000 руб.
Мониторинговые мероприятия - 40 000 руб.:
- разработка форм обратной связи для студентов, с целью фиксации оценки трудозатрат на учебные дисциплины (на начальном этапе - до внедрения
механизма; на этапе завершения - в конце семестра);
- проведение мониторинговых мероприятий;
- аналитика результатов;
- подготовка корректирующих мероприятий по совершенствованию механизма (при необходимости)
Разработка посадочной страницы - 5 000 руб.
Информационное освещение проекта, аналитические исследования рынка - 30 000 руб.
Реклама в сети Интернет (Google tag manager, парсинг сайтов, MailChimp, Google analytics, пиксель Вконтакте, подготовка анонсов, тематических рассылок и т.д.) - 30 000 руб.
Информационно-консультационные услуги в течение всего периода реализации проекта (консультации НПР по использованию функций; консультации АУП по использованию отчетности) - 40 000 руб.
Техническая поддержка, поддержка баз данных - 30 000 руб.
Подготовка отчета о реализации проекта, разработка плана корректирующих мероприятий (при необходимости), затраты на выполнение функций управления - 30 000 руб.
Итого: 280 000 руб.
Контактная информация: Лозинская Анастасия Петровна, заместитель директора Института дистанционного образования, lap@ido.tsu.ru, 529-494